В облцентре работает выставка Елены Чекризовой

Добавил Varvara в категорию Культура

«Синдром Алисы» - под таким названием в КВЦ им. Тенишевых открылась выставка коллажей смоленского художника и дизайнера Елены Чекризовой.


Синдром Алисы в стране чудес (САСЧ) - это необычное неврологическое состояние, при котором у человека меняется восприятие окружающих его предметов, частей собственного тела, времени и пространства, появляются нарушения зрения, слуха и некоторых ощущений, подобных тем, что чувствовала главная героиня сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Такие эпизоды часто появляются при приступах головной боли. Проект «Синдром Алисы» - это своеобразное художественное исследование автором этого феномена.

- Как известно, Льюис Кэррол страдал приступами мигрени, и поэтому так реалистично описал это состояние, которое получило название «Синдром Алисы». Любая боль заставляет нас взглянуть ни мир иначе. Что-то становится огромным и значимым, а что-то уменьшается и теряет всякий смысл. А может быть, именно в этом состоянии мы перестаем играть роли, и начинаем видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, как нам о нем рассказали? - поясняет выбранную тему Чекризова.

На выставке представлено 43 крупноформатных коллажа. Это многозначные абстрактные композиции, которые переносят зрителя в мир символов и эмоций, вызывают удивление и наводят на размышления. Персонажи, которые являются основой сюжетов, выполнены в технике аналогового коллажа, затем переведены в цифровой формат, доработаны, и распечатаны на холстах, натянутых на подрамники, а затем дорисованы вручную.

Коллаж - это очень популярная в современном изобразительном искусстве техника, которая отражает сложность картины мира и дух времени, его динамизм и мозаичность, нарушает пространственно-временные отношения и расширяет пределы сознания. Еще в 1970-х годах ученые установили, что человеку свойственно коллажное ассоциативное мышление. Сегодня искусство коллажа выражает стремление художника приоткрыть для зрителей свои личные «каналы восприятия». Поэтому этот художественный прием оптимально подходит для путешествия в страну чудес.

- Коллаж сопровождал меня всегда - стены многочисленных съемных квартир в свое время я украшала большими коллажами, с использованием картинок из глянцевых журналов. Занимаясь модой, я не могла не любить глянец. Каждый месяц я покупала журналы - ELLE, Officiel, Vogue, Harpers Bazar и другие... Сейчас это настоящее богатство. Но я никогда не относилась серьезно к своему способу украшать окружающее пространство. Спусковой механизм сработал, когда я выпустила коллекцию сумок, посвященную Ханне Хёх, с фрагментами ее коллажей. Я подумала, а почему бы мне не попробовать сделать самой подобные работы для следующей серии? И я просто наконец-то разрешила себе делать коллажи. Это получается легко, радостно, играючи, с удовольствием, - комментирует свое творчество художница.

Первая выставка коллажей Чекризовой с проектом «Карта желаний» состоялась в декабре 2022 года в арт-пространстве «Среда» (совместно с Мариной Куприяновой). Затем последовали публикации ее коллажных работ в профильных изданиях, участие в международных проектах, заказы для интерьеров и винных этикеток.

- Мне нравится сама идея коллажа - это похоже на апсайклинг вещей. Ведь существует огромный океан образов, изображений, некогда актуальных рекламных съемок, над которыми работали талантливые люди. В моем случае это просто физически огромный объем - они занимают много стеллажей у меня в студии. И невозможно дать им просто так раствориться, ведь их части можно сложить в нечто новое, придав новый смысл, - рассказывает Чекризова.
- Насколько актуален коллаж в эпоху искусственного интеллекта, который так же может создавать картинки методом коллажирования? - задаем вопрос художнице.

- Мне легче сделать самой, чем долго объяснять нейросети, что от нее требуется. Искусственный интеллект это хорошо, но здесь ключевое слово искусственный. Он никогда не сможет испытывать эмоции. Вне тела, без эндокринной системы это просто невозможно. Любая эмоция - выплеск определенных гормонов. Но ИИ здорово помогает в решении многих задач. И я, конечно, дружу с ним. Но в отношении коллажей использую очень редко, чтобы создать недостающий предмет, несуществующие детали и т.п. Коллаж это слишком личное и к чему делиться удовольствием создания с машиной, - отвечает Чекризова.  

Для меня доверить коллаж ИИ примерно как управлять машиной с автоматической коробкой передач. Ты как будто не контролируешь процесс езды. Я предпочитаю сама решать, когда на какую скорость переключиться. И вкус езды для меня, конечно ярче на механике. Поэтому в первую очередь аналоговый коллаж и отправная точка творчества - эмоция. А дальше ИИ в помощь, - отвечает Чекризова.

Открытие выставки сопровождалось перформансом с участием живых моделей из агентства Firstmodels Екатерины Вихаревой, которые использовали маски из представленных коллажей и создавали соответствующую теме выставки атмосферу.

Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО.
Фото автора.
0+

СПРАВКА

Елена Чекризова - ведущий российский дизайнер, член Союза Дизайнеров России, доцент кафедры дизайна СмолГУ основатель и дизайнер бренда E.Chekrizova, автор энциклопедии «Кожа; Техника; Приемы; Изделия». Многократный лауреат международных конкурсов и выставок.

Врезка
Апсайклинг (от англ. «upcycling», что можно перевести как «более широкое применение») - это повторное использование вещей с приданием им новой функциональности.


Источник: Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь