Гнездовская история
http://www.rabochy-put.ru - Добавил v.v. в категорию Происшествия
В сентябре 2006 года газета «Московский комсомолец» рассказала своим читателям о древнем поселении Гнездово. «Примерно тысячу лет назад, когда своих денег на Руси еще не было, а византийские монеты брали не на счет, а на вес, в верховьях Днепра в тридцати километрах от нынешнего Смоленска родилось село Гнездово - узловой пункт на славном пути «из варяг в греки», вокруг которого формировалась территория государства». Статья называлась «Вы же не умерли. Время в зеркале итогов». Но ее появление было вызвано отнюдь не любовью к историческим истокам, а криминальной историей, произошедшей с сотрудниками археологической экспедиции МГУ (москвичи с 1949 года приезжают на раскопки знаменитых Гнездовских курганов).
Обратимся к имеющимся в нашем распоряжении документам - протоколу допроса потерпевшей, руководителя археологической экспедиции, старшего научного сотрудника, доцента кафедры археологии исторического факультета МГУ Тамары Пушкиной.
Тамара Анатольевна рассказала, что в экспедиции в 2006 году участвовало около 50 человек. Студенты жили в школе в Новых Батеках. Питались в школьной столовой. 29 августа, по окончании работы на раскопках, Тамара Пушкина с двумя сотрудницами университета на машине одной из них приехала в столовую. Перекусив, взяли пакеты с едой для своих коллег и отправились к автомобилю. Им навстречу по тропинке шли двое рослых, судя по всему местных, парней. Первому на вид лет семнадцать, второму, «накачанному», явно за двадцать. Один, поравнявшись с ними, выругался и произнес что-то нелестное в адрес «очкариков». Тамара Анатольевна предложила парням следовать своей дорогой. Когда женщины подошли к машине и стали укладывать продукты в багажник, к ним подскочил тот, что постарше, и заявил, что он сам... поведет машину. Шестидесятилетняя Тамара Пушкина отвела руку пьяного здоровяка от машины. Тому подобное «самоуправство» явно не понравилось. Он развернулся и кулачищем ударил прямо в лицо Пушкиной. У Тамары Анатольевны сломались очки, заискрило в глазах, хрустнул нос, ручьем полилась кровь. Находившаяся рядом с ней младший научный сотрудник Наталья Ениосова закричала и... тоже получила следующий мощный удар и упала на землю. Старшего лаборанта кафедры Ольгу Шарганову «широкоплечий богатырь» вырубил ударом в висок. И только тогда Тамара Анатольевна собралась с силами и закричала «На помощь!» и получила удар по почкам.
К месту избиения преподавателей от школы уже бежали студенты. Позвонили в милицию. А в это время к обливающейся кровью хрупкой Тамаре Пушкиной подошла пьяная женщина (как выяснилось, мать приятеля хулигана, не принимавшего участия в избиении женщин) и стала на нее кричать: «Ты избила моего сына!»
Местные жители стояли и смотрели, пока прибывшая милиция не задержала дебоширов. Старший из них оказался 21-летним жителем Новых Батек Николаем Цупиным. Младший - несовершеннолетний Юрий - тоже жил по соседству с местом событий.
Избитые руководители экспедиции написали заявления и отправились в больницу. Больше всех пострадала Тамара Анатольевна. С диагнозами «перелом носа со смещением» и «сотрясение мозга» она 13 суток провела в больнице скорой медицинской помощи.
Позднее выяснилось, что Николай Цупин вместе с матерью и ее знакомой в то воскресенье праздновал день рождения Юрия. Молодой человек смог вспомнить лишь то, что поругался и избил женщин. За что, не знает, был пьян - вот и весь сказ. Ребят в итоге отпустили. Материалы из Смоленского РОВД передали в мировой суд. Цупин, почувствовав нависшую над ним угрозу, на всякий случай из дома исчез.
«Уголовное дело возбудили только тогда, когда Тамара Анатольевна выписалась из больницы. Статья 115-я или 116-я - «Хулиганство». Наказание смешное - три месяца условно или штраф. Впрочем, про младшего хулигана сразу сказали, что ему ничего не будет, поскольку несовершеннолетний, семнадцать лет. Тамара Анатольевна, потрясенная безмятежностью и равнодушием правоохранительных органов, отправилась в Смоленск», сообщил «МК». «Попала на прием к заместителю прокурора Смоленской области, и он объяснил, что полученные Тамарой Анатольевной и ее коллегами повреждения считаются легкими: сломанный нос - дело житейское. «Вы же не умерли», - сказал заместитель прокурора Смоленской области», - продолжала излагать перипетии гнездовского дела журналистка этой газеты.
Прочитав статью «Вы же не умерли», автор этих строк отправился к заместителю прокурора области Алексею Маркову, курирующему уголовные дела. Он оказался в курсе публикаций, но заявил, что Тамара Пушкина к нему не обращалась, следовательно, и никакого разговора у него с ней не было. Другие заместители прокурора области также не общались с руководителем археологической экспедиции. Клевета?
Между тем в прокуратуру Смоленской области пришло письмо из гепрокуратуры с просьбой разобраться, имел ли место сей факт.
27 сентября на допросе в прокуратуре Смоленского района Тамара Пушкина рассказала, что в Москве к ней пришла корреспондент «МК» и попросила поведать о работе экспедиции и происшедшем инциденте. «Я потом читала статью и вижу, что она ошиблась, назвав вместо заместителя прокурора Смоленского района заместителя прокурора Смоленской области... Он объяснил мне подробно, по какой статье, возможно, будут привлечены виновные к уголовной ответственности... Его слова «Вы же не умерли» были сказаны с юмором, без желания нас оскорбить. Но эта шутка была не ко времени. Претензий к заместителю прокурора Смоленского района я не имею».
10 сентября, после встречи с зампрокурора, прокуратура Смоленского района возбудила уголовное дело. Материалы проверки милицией были истребованы из мирового суда, который не успел их рассмотреть, и приобщены к делу. Оказалось, что Николай Цупин за месяц до избиения руководителей археологической экспедиции получил два года условно за кражу, но был освобожден от наказания по амнистии. Юра, которому восемнадцать исполнилось на следующий день после драки с женщинами, уже дважды успел получить судимости: за кражи и за угон автомобиля. И оба раза условно.
Объявленный в розыск Николай Цупин вскоре нашелся. В декабре ему предъявили обвинение по ч. 2 ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ч. 2 ст. 116 УК РФ «Побои». При всем уважении к пострадавшим ученым-археологам применить более тяжкие статьи не позволяет закон.
Уже в этом году мировой суд Смоленского района признал Николая Цупина виновным по обеим статьям и назначил ему наказание: один год четыре месяца лишения свободы условно, с испытательным сроком два года.
Юрий как соучастник Цупова по этому делу не проходил.
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий