«Пьем» стронций и хотим быть здоровыми
http://www.rabochy-put.ru - Добавил igorek в категорию Здоровье
Проблема слишком важна
- Ростислав Данилович, судя по тишине, окутавшей эту тему в кабинетах власти, проблема не так остра, как кажется...
- В три раза острее, чем в среднем по стране. В нашем регионе несоответствие проб питьевой воды из централизованных водопроводных сетей составляет 35,6 процента! С этими данными можно ознакомиться в докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Смоленской области в 2011 году». (Данные актуальны и сегодня. - Прим. ред.)
- Что это дает «на выходе»?
- Более высокую заболеваемость населения, чем в других областях России.
- Возможно, дело в недостаточном развитии здравоохранения?
- Медицинский аспект в здоровье любой нации составляет не более 10 процентов, 30 процентов - состояние окружающей среды, 20 процентов - генетика, остальные 40 - образ жизни человека, его питание и, главным образом, то, какую воду он пьет. В нашей области централизованное водоснабжение производится практически полностью из артезианских скважин, поэтому на здоровье людей влияет вода именно этого вида. Из данных вышеназванного государственного доклада: «Смоленская область входит в число регионов с наиболее некачественной водой водопроводов, превышая втрое страну в целом по доле проб воды, не соответствующих нормативам. Выше допустимых значений в воде всех централизованных городских водозаборов и устойчиво нарастает содержание: Fe, Mn, F, Sr, Se, H2S...»
Если взять в целом ЦФО, то хуже дело с водой только в пяти регионах. При этом для пресных подземных вод нашей области характерна устойчивая тенденция к росту уровня загрязнения. Главная причина - длительная и мощная эксплуатация водоносных горизонтов. Это приводит к подтягиванию к ним некондиционных вод, находящихся неподалеку.
Губит людей... вода
В пробах питьевой воды, взятых из разных артезианских водозаборов, часто присутствует стабильный стронций. Это связано с тем, что на Смоленщине, на глубине 100 - 150 метров под поверхностью земли залегают породы, богатые этим элементом. Средняя глубина артезианских скважин, питающих почти все население региона, примерно такая же. Во многих случаях к стронцию добавляется изрядное количество нитратов. Для человеческого организма это круче, чем «коктейль Молотова».
- Как только речь заходит об улучшении качества питьевой воды, все разговоры сводятся к строительству станций обезжелезивания. Насколько они решают проблему?
- В очень малой степени. Станции рассчитаны на удаление железа и марганца, которые придают ей неприятный рыжеватый вид. При этом никто не обращает внимания на то, что эти элементы можно с натяжкой отнести лишь к третьему классу опасности. Их воздействие на человека очень незначительно и наносит скорее моральный вред, чем физический. Поэтому непонятно, почему те, кто разрабатывают планы профилактических мероприятий и всякие целевые программы по работе с питьевой водой, всегда ориентируются на простейшие показатели, от которых мало что зависит. Например, планируются обезжелезивание, деманганация и понижение уровня кальция. Это уберет желтизну воды, металлический привкус, защитит чайники от накипи. Но при этом из нее «уходят» кальций и магний, основа солей жесткости, без которых нормальный обмен веществ у человека невозможен.
- Что же остается?
- Стабильный стронций, элемент второго (повышенного) класса опасности по санитарно-токсикологическому признаку. Он «работает» как нервный и мышечный яд замедленного действия, медленно отравляя организм, выводя из строя его главные системы. Суть его действия в том, что он блокирует обмен веществ и замедляет поступление в организм таких нужных любому человеку элементов, как кальций, фосфор, йод. В результате становятся хрупкими кости, проявляется зобогенный эффект, разрушаются печень и кроветворные органы. Врачи отмечают ухудшение работы сердечно-сосудистой системы, увеличение количества ЛОР-заболеваний и болезней легких.
Длительное использование питьевой воды, содержащей от 10 мг/л стабильного стронция, замедляет рост детей. Наибольшую опасность для детского населения представляют стронций и нитраты. Остальные вещества, которые можно найти в воде, все вместе не превышают уровень минимального риска. В нашей области есть централизованные водозаборы, где содержание стронция в питьевой воде превышает ПДК более чем в 10 раз, если брать во внимание такой малообоснованный показатель, как 7 мг/л. Если же
взять более реальный - 2 мг/л, то «запрещенных» централизованных водозаборов станет намного больше.
Для того чтобы можно было оценить ситуацию более объективно, приведу данные мониторинга врача, доктора медицинских наук, профессора Л. В. Козловой, представляющей Смоленщину в Совете Федерации. Он показывает, что если в 1987 году процент здоровых дошкольников составлял 49,9, то в 2012-м он снизился до 7,7 процента. Среди школьников за тот же период времени процент здоровых детей и подростков упал с 32 до 5. А для всего населения области характерны низкая продолжительность жизни и ранняя смертность (для мужчин, как правило, в трудоспособном возрасте).
- Бывают случаи, когда в воде появляются и другие тяжелые металлы. Откуда они берутся?
- Они присутствуют не только в воде, но и почти во всех местных продуктах питания. Причина в том, что на Смоленщине со времен советской власти никто не проводил известкование почв, что привело к их сильному закислению. При этом снижается количество кальция, что увеличивает подвижность тяжелых металлов, которые в том или ином количестве всегда есть в почве.
В результате они попадают в растения, поедаемые животными, или просто отправляются на наш стол со свеклой, огурцами, зеленью...
Пить или не пить? Вот в чем вопрос...
Проблема с наличием в питьевой воде стабильного стронция появилась не сегодня и не вчера. А вот технологии очистки - сравнительно молоды. Но почему они не учитываются при разработке мероприятий по доведению воды до санитарных норм? Почему, несмотря на настойчивые требования смоленских ученых, не организован объективный экологический мониторинг в соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»? Почему делаются только элементарные анализы на простейшие элементы, видимые невооруженным глазом? И эти «ПОЧЕМУ?» можно продолжать до бесконечности.
- Каким видится решение этой проблемы?
- В первую очередь необходимо наладить постоянный мониторинг артезианских источников, чтобы получать достоверные данные об их загрязнении. Пора прекратить бессмысленное дублирование одних и тех же мероприятий в различных целевых программах, направленных на улучшение качества питьевой воды.
Требуется четкое взаимодействие всех органов исполнительной власти, которые должны решать эту проблему, например, департаментов по природным ресурсам и экологии и здравоохранению. Все эти вопросы почему-то успешно решаются в других регионах. К примеру, в соседней с нами Тульской области, где вода почти ничем не отличается, были проведены исследования, результаты которых видны в этой таблице. Возможно, похожая картина сложится и в Смоленской области.
Ранжирование вредных веществ, загрязняющих питьевую воду, по коэффициентам опасности (HQ) показало, что наибольший риск для здоровья детей представляют нитраты и стронций, а все остальные вещества вместе взятые не превышают уровень минимального риска. Почему бы такое исследование не сделать и у нас? По крайней мере, имея на руках реальную картину происходящего, можно определиться с очередностью установки на централизованных водозаборах аппаратуры для очистки воды и разработать действительно действенную программу для решения этой проблемы огромной важности.
Автор: Андрей ЗАВЬЯЛОВ.
Рабочий путь
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий